Утилизационный сбор – что это?
Граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор сразу, в процессе покупки автомобиля. Правило установлено законом об отходах потребления и производства, статьей № 89-ФЗ, введенной в 2012 году. Согласно законодательству, сбор по утилизации, представляет собой разовый платеж, направленный в пользу государства. Он взимается с покупателей транспортных средств и направляется на обеспечение экологической безопасности окружающей среды, а также охраны здоровья и жизни человека от неблагоприятного влияния эксплуатации транспорта. Говоря иными словами, средства, которые получаются в качестве сбора по утилизации в процессе приобретения автомобиля, далее будут направлены на его утилизацию, которая будет полностью соответствовать всем установленным экологическим нормам.
При растаможке автомобилей необходимо заплатить утилизационный сбор. Этот сбор платят при ввозе ТС на территорию России, производстве и при покупке у собственника, который его не заплатил. Этот установленный законодательством (89-ФЗ) сбор платиться только один раз и предназначен для утилизации автомобиля с соблюдением всех экологических норм. Соблюдение этих норм обеспечивает защиту окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан. Поставить на учёт и пользоваться транспортным средством, до оплаты утильсбора невозможно. НДС с утилизационного сбора не взимается. В декларацию вносится, как часть суммы потраченной на приобретение средства или как актив для перепродажи. Если сбор заплачен, то в паспорте транспортного средства ставится отметка.
На кого возлагается оплата утилизационного сбора?
Отвечая на вопрос, кто уплачивает утилизационный сбор и в каких ситуациях, можно дать следующую информацию. Согласно современного законодательства, граждане РФ обязаны оплачивать утилизационный сбор в двух основных случаях:
- В процессе покупки автомобиля из-за рубежа. Это может быть приобретение транспортного средства в Японии и последующий его самостоятельный привоз на территорию РФ.
- Покупка средства передвижения у лиц, ранее освобожденных законом от уплаты сбора по утилизации или не оплатившие его в установленном законе порядке.
[su_quote]Утилизационный сбор взимается за весь период существования автомобиля один раз.[/su_quote]
Оплачивает его изготовитель, если это российский автопром или один из собственников.
Освобождение от сбора
Есть несколько ситуаций, при которых не потребуется оплачивать утилизационный сбор. Здесь можно отметить следующие установленные законом обстоятельства:
- автомобиль находится в эксплуатации более 30 лет. В этой ситуации должны быть соблюдены два основных условия – автомобиль должен быть некоммерческого назначения, а также важно наличие оригинальной рамы, кузова и двигателя;
- нахождение автомобиля в собственности у диппредставительств, а также консульств, международных организаций и у сотрудников указанных учреждений и членов их семей;
- привоз авто на территорию РФ в качестве личного имущества участников уникальной программы по добровольному переселению соотечественников из иных государств.
В процессе приобретения транспортного средства у физических лиц, обозначенных в крайних двух пунктах, сбор по утилизации будет автоматически взиматься с покупателя.
Утилизационный сбор на легковые автомобили
Расчёт утилизационного сбора на легковой автомобиль происходит по формуле умножив базовую ставку на коэффициент.
[su_quote]Базовая ставка × Коэффициент = Сумма утилизационного сбора[/su_quote]
Базовая ставка утильсбора на легковые автомобили составляет 20000 рублей.
Значения Коэффициента указаны в постановлении Правительства от 11 декабря 2015 г. N 1350.
Для физических лиц (физлиц) размер утилизационного сбора зависит от возвраста легковых автомобилей.
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для физических лиц |
Возраст легкового автомобиля |
k 1 |
Сумма, руб |
Новые до 3-ёх лет |
0,17 |
3400 руб. |
Старше 3-ёх лет |
0,26 |
5200 руб. |
1 – коэффицент (k)
[su_highlight background=”#d73a3a”]ВАЖНО! За ввоз прицепов для легковых автомобилей, грузоподъемностью до 10 тонн утильсбор не уплачивается[/su_highlight]
Для юридических лиц и Индивидуальных предпринимателей (ИП) утилизационный сбор зависит от возвраста автомобиля и объема двигателя.
Размер утилизационного сбора на легковые автомобили для юридических лиц и ИП |
Виды и категории легковых автомобилей |
Новые до 3-ёх лет |
Старше 3-ёх лет |
k 1 |
Сумма, руб |
k 1 |
Сумма, руб |
1. Электромобиль (без гибридного двигателя) |
1,42 |
28400 |
5,3 |
106000 руб. |
2. С объемом двигателя: |
Не более 1000 куб. см |
1,42 |
28400 |
5,3 |
106000 руб. |
Свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см |
2,21 |
44200 |
8,26 |
165200 руб. |
Свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см |
4,22 |
84400 |
16,12 |
322400 руб. |
Свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см |
5,73 |
114600 |
28,5 |
570000 руб. |
Свыше 3500 куб. см |
9,08 |
181600 |
35,01 |
700200 руб. |
1 – коэффицент (k)
Где ставится отметка об оплате?
Фактическая оплата УС фиксируется в паспорте транспортного средства. Подтверждение проставляется в разделе «Особые отметки».
Незаполненный раздел ПТС не дает право регистрировать новую машину. При льготах, освобождающих от взноса, обязательно указывается в паспорте основание для их предоставления. Утильсбор не уплачивается некоторыми категориями граждан, список которых указан в законе.
Приобретение ТС российских производителей на первичном рынке освобождает покупателя от взноса, так как сумма утилизационного сбора включена в цену. Лицам, купившим технику за границей, при ввозе нужно оплатить УС, и предоставить сведения на таможню.
Советуем почитать: Порядок утилизации лабораторных химреактивов
При покупке автотехники на вторичном рынке отметка об утилизационном сборе в ПТС может отсутствовать по 2 причинам:
- ТС ввезено в страну до 2012 г.;
- выпущено с конвейера российским автоконцерном до 2012 г.
Возврат утилизационного сбора
Существует процедура возврата ошибочно уплаченных средств, направленных на УС. Оформление возможно при:
- дополнительной уплате или взыскании сбора (при условии уже уплаченного взноса на ТС);
- внесении большей суммы (например, при неправильно указанных коэффициентах в расчете).
Для получения денежной выплаты нужно обратиться:
- В таможенное управление (при ввозе ТС).
- В налоговую инспекцию (при покупке российского автомобиля).
Первое, что потребуется от водителя, это составление заявление на возврат ошибочно уплаченных денег. В дополнение предоставляются копии и оригиналы:
- ПТС.
- Паспорта владельца (или владельцев).
- Квитанцию оплаченного УС.
- Бумаги, которые подтверждают ошибочность взноса.
- Банковские реквизиты получателя.
За возвратом неправильно уплаченного утилизационного сбора в России разрешено обратиться в течение трёх лет с даты оплаты. Период ожидания ответа занимает около месяца, выплата перечисляется на счет заявителя.
Штраф за неуплату сбора
На случай неуплаты УС административной или другой ответственности в российском законодательстве нет. Но отсутствие санкций для владельцев автомобилей не освобождает от необходимости внесения сбора, так как владелец не сможет зарегистрировать ТС в органах ГИБДД. Техника льготных категорий граждан без документально заверенного освобождения тоже не подлежит регистрации.
На оформление транспорта согласно закону предоставляется:
- при ввозе автомобиля на срок действия транзитных номеров 20 суток;
- 10 суток после покупки российской марки.
Езда на незарегистрированном транспортном средстве попадает под административную ответственность. Согласно предусмотренной статье оформляется штраф до 800 рублей. Но уплата взыскания не снимает обязательств по утилизационному сбору и регистрации автотехники. Повторное нарушение наказывается серьезнее:
- владельца штрафуют на 5000 рублей;
- лишают прав на срок до 90 суток.
Если таможенные органы обнаружили неуплату на ввезенный автомобиль в течение трёх лет, они направляют извещение. На оплату предоставляется 20 календарных дней. Игнорирование требований приводит к взысканию сбора через суд.
Дмитрий Козак подтвердил сведения том, что государство продолжит компенсировать УС российскому автопрому. Вице-премьер отметил о продлении субсидий на перевозку техники поездами. По его словам это поддержит автоконцерны и составит конкуренцию зарубежным автопроизводителям