Марка Бронто («ПСА „Бронто“») – производство специальных автомобилей подразделение по производству спецавтомобилей и внедорожников «АвтоВАЗ». Под маркой «Бронто» одноименной российской компанией выпускаются внедорожники, бронированные автомобили, авто сверхвысокой проходимости, повышенной вместимости и комфортности, созданные на базе ВАЗ-1922, ВАЗ-2131, ВАЗ-21214, Chevrolet Niva-2123. ОАО «Производство Специальных Автомобилей «Бронто» входит в состав ОАО «АВТОВАЗ». Штаб-квартира автопроизводителя располагается в Тольятти.
Марка Бронто – история
В 1993 году в составе научно-исследовательского центра «АвтоВАЗ» было образовано производство специальных бронированных автомобилей и внедорожников на платформе автомобиля «Нива» — компания «ПСА „Бронто“».ОАО ПСА «Бронто» зародилось в составе Научно-технического центра ОАО «АВТОВАЗ» как отдельное подразделение, отвечающее за разработку и производство бронированных автомобилей повышенной защищенности. Спустя полгода, 1 июля 1993-го, появился первый серийный бронеавтомобиль, созданный на основе модели ВАЗ-2121, к названию которой добавилась буква «Б». В следующем году было продано более 200 экземпляров этой модели, что позволило предприятию начать работу над новыми проектами. За время своего существования выпустила более 8 500 автомобилей десяти моделей и около двадцати их модификаций.
Развивая модель «АвтоВАЗа» ВАЗ-2121 «Нива», компания создала вездеход «Lada-Бронто 1922-00 Марш-1» (также известный как болотоход и снегоболотоход), вызвавший большой интерес на московском автосалоне 1995 года. Этот автомобиль предназначен для работы в специфичных условиях, которые связаны с преодолением топких болот, глубоких снегов, песчаных барханов. Первые его экземпляры отправились в Сургут и Надым. В 2002 году более 30 внедорожников 192200 «Марш» было закуплено правительством Якутии.
В 1996 году началось сотрудничество компании ПСА «Бронто» со Сбербанком России, для которого компания изготовила 500 инкассаторских бронеавтомобилей. Получив продолжения в новых модификаций в 2002 году на платформе Надежда “Бронто-212090 и на платформе Нива «Бронто-213102». В 2004 году на платформе Шевроле Нива для инкассации выпущена модель «Бронто-194900».
В 1996 году началось сотрудничество компании ОАО ПСА «Бронто» со Сберегательным Банком России, для которого компания стала одним из главных поставщиков специальных автомобилей. Всего Сбербанк приобрел более 500 автомобилей повышенной защищенности «Бронто».
Параллельно с разработкой «Маршей» «Бронто» работала над созданием «Форы», которая представляет собой переработанную «Ниву» с увеличенной базой. Эта модель также была представлена на автосалоне в Москве в 2003 году. Она покорила посетителей выставки гармоничным внешним видом, появившимся после удлинения кузова на 300 мм, которое произошло там, где находятся двери. Автомобиль отличался высокой плавностью хода и курсовой устойчивостью, а также комфортностью.
Заднее сиденье позволяет свободно разместиться троим пассажирам. Расстояние между передним и задним рядами сидений возросло на 150 мм. На столько же увеличилась и длина багажника. Высокий спрос на машину был обусловлен также отличными эксплуатационными и динамическими характеристиками авто.
В 2002 году на платформе минивэна «Lada Надежда» и «Нивы» была создана модификация вездехода «Марш-2». Его салон позволял с комфортом разместиться восьми пассажирам: два человека помещалось на передних сиденьях, а шесть — на задних. При этом задние места быстро трансформировались в спальные, что позволяло перевозить больных и пострадавших. Машина оснащалась двумя топливными баками по 70 литров, а ее конструкция делала возможным установку на автомобиль бензиновых и дизельных силовых агрегатов ВАЗ. Первыми заказчиками новой модификации стал ОАО «Центрэнерго» РАО ЕЭС России.
В 2002–2003 годах начинается выпуск бронированных автомобилей таких моделей, как «Бронто-212090 «Инка» и «Бронто-213102».
С 2004 года на рынок выходит еще одна новинка — «Бронто-194900 Chevrolet NIVA».
В 2005 году ПСА «Бронто» на базе «Нивы» создала открытый автомобиль «Ландоле», разработанный конструктором Сергеем Самойловым. Разработала опытный образец электромобиля «Бронтокар».
В 2009 году ПСА «Бронто» на платформе Нива «Рысь» создала внедорожник в комуфлированной армейской раскраске, который получил продолжение в серии «Нива-Рысь-1», «Нива-Рысь-2» и «Нива-Рысь-3». Последняя серия «Рысь-3» также известна как «Нива-Бронто 213102-771-40 „Форс-Комдив“».
В 2012 году «АвтоВАЗ» вернул в свой состав компанию ВИС-АВТО, которая ранее находилось в структуре группы компаний «СОК», объединив её с «Бронто».
Успех марки не в последнюю очередь обусловлен ее быстрой реакцией на потребности рынка. Так, компания разработала электромобиль «Бронтокар», который благодаря вместительности и маневренности идеально подходит для перевозки грузов и людей в аэропортах, гольф-клубах, санитарно-курортных зонах, цехах заводов. Это единственная российская модель, которая может выпускаться мелкосерийно по 10 единиц ежемесячно.
В декабре 2014 года «ПСА «Бронто» присоединили к «ВИС-Авто» дочернему предприятию «АВТОВАЗа». С 1 января компания прекратила коммерческую деятельность, а затем и юридическую.