Маркировка шин совсем скоро может стать обязательной, а в резиновую смесь добавят радиометки, считываемые на расстоянии. В России собираются сделать обязательной маркировку шин. С 1 ноября 2020 года на них должны будут наносить либо идентифицирующую гравировку, либо радиометку, чтобы считать информацию о шине на расстоянии. Эксперты считают, что контрабанды станет меньше, но шины подорожают.
История радиометки для шин в России
С 20 июня 2019 года в России стартовал пилотный проект по маркировке автомобильных шин. Обязательной данная маркировка, с большой вероятностью, станет с 1 ноября 2020 года. Нововведение позволит властям не только бороться с “серым” ввозом покрышек, но и наладить систему слежения за перемещением граждан.
Проект постановления правительства об “Утверждении правил маркировки шин
Минпромторг разработал проект постановления правительства об «Утверждении правил маркировки шин». Сейчас он проходит стадию общественных слушаний.
«Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона», — объяснил инициативу статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Читайте так же: “Как выбрать зимние шины”
Проект постановления правительства об “Утверждении правил маркировки шин” разработан Минпромторгом. С помощью специальной маркировки ведомство хочет полностью убрать с рынка контрафактную продукцию и минимизировать контрабанду покрышек. Для этого в автомобильную резину будут интегрировать радиометки, сигнал с которых можно считывать на расстоянии. Также возможно применение идентифицирующей гравировки. Пока проект постановления правительства об “Утверждении правил маркировки шин” проходит стадию общественных слушаний.
В случае принятия проекта постановления на все покрышки, предназначенные для отечественного рынка, будет наноситься специальная маркировка. По ней можно будет отслеживать каждый экземпляр на всех этапах – от производства до момента утилизации. Дополнительно изучается возможность использования RFID-метки, встроенной в тело покрышки. Эта технология позволяет, в том числе, контролировать жизненный цикл шины и регулировать допуск транспортного средства на различные объекты. Метка RFID работает по принципу транспондера и считывается на расстоянии от 20 см до 300 м. Теоретически, систему без особого труда можно превратить в масштабный комплекс слежения за перемещением граждан.
Как маркировать шины радиометками
Окончательного решения, какой именно способ выбрать для маркировки шин в рабочей группе, пока не выбрали. Основной рабочий вариант — цифровой код DataMatrix, который может наноситься на этикетку или непосредственно на шину методом гравировки. Цифровой код позволит проследить товар на всех этапах реализации, включая розничных дистрибьюторов, и зафиксировать его продажу через кассу.
В качестве дополнительного метода прорабатывается использование радиочастотной RFID-метки, которая встраивается в шину или этикетку.
За такой метод высказывается ряд участников отрасли, которые уже используют RFID. Использование метки может существенно ускорить процедуры отгрузки и приемки товара, идентификации на складе, в том числе с реализацией группового считывания, автоматизировать работу складов и логистических компаний, а также обладает рядом преимуществ с точки зрения выживаемости средства идентификации в товаропроводящей цепи, — уточнил замминистра Минпромторга. — Также указанная технология может использоваться после вывода товара из оборота и для реализации дополнительных бизнес-процессов: контроль жизненного цикла шины, допуска транспортного средства на различные объекты, иные сервисы, многие из которых уже реализованы крупнейшими производителями шин для отдельных сегментов продукции.
Метка RFID — это довольно распространенное решение для идентификации предметов на расстоянии. Наиболее часто такие метки встречаются в магазинах, где ими защищают товары от воровства. Выполненная из полиэтилентерефталата и алюминия метка работает по принципу транспондера при температурах от –40°C до +85°C, чаще всего на частоте 865–870 МГц. В зависимости от типа транспондера сигнал может быть считан на расстоянии от 20 см до 300 м.
Возможность идентификации покрышки с помощью метки и, как следствие, автомобиля и его владельца вызывает обеспокоенность у правозащитников.
Каждый RFID-датчик имеет уникальный номер и в принципе нет ничего технически сложного в том, чтобы привязать этот номер к автомобилю. Датчики, размещенные в дорожном полотне, смогут считывать передвижение автовладельцев. В этом смысле возникает вопрос — не будет ли это еще одним способом контроля за передвижением граждан, — задается вопросом Ифанов.
Радиометки – подорожают ли шины?
Представители шинной индустрии скептически относятся к инициативе по обязательной маркировке. Опыт вживления радиометок в легковые шины первичен и не используется в настоящее время нигде в мире. Для освоения технологии потребуются дополнительные ресурсы и испытания не безопасность. Всё это негативно отразится на конечной стоимости шин.
В тоже время сами шинники с недоверием относятся к идее маркировки.
По нашим экспертным оценкам, на рынке шин низкий уровень контрафакта. Крупные производители защищают свои торговые марки в рамках действующего регулирования, к тому же шины подлежат обязательной сертификации. Тем не менее шины были включены в перечень первоочередных товаров, на которых предлагается апробировать маркировку, — объяснила «Известиям» исполнительный директор «Ассоциации производителей шин» Надежда Чурмеева.
По ее словам, шины существенно отличаются от других товаров, которые уже маркируются: у них нет упаковки, на которую можно было бы нанести маркировку, их транспортируют «навалом», и сами бизнес-процессы в шинном деле существенно отличаются. Не менее серьезную озабоченность в «Ассоциации производителей шин» вызывает сохранность этикетки при их обороте — ее потеря чревата угрозой массовой перемаркировки.
Очевидно, что введение радиометки повлияет на розничные цены, поскольку потребует не только от производителей и импортеров шин, но и от торгующих организаций существенных инвестиций в ее внедрение. А именно оснащение необходимым оборудованием, введение электронного документооборота, перестройка производственного цикла, логистики, а также бизнес-процессов. Оценить масштабы влияния сейчас сложно. Главный тревожный момент сейчас — время: эксперимент начался, но времени, оставшегося до 1 декабря 2019 года (дата регистрации в системе мониторинга, — «Известия»), когда должна быть введена обязательная маркировка, по нашему мнению, совершенно недостаточно для проработки всех правил и процедур, их апробации, а главное — подготовки отрасли к введению нового регулирования, — рассказала Чурмеева.
В случае внедрения маркировки шин придется менять все процессы управления производством и логистикой, внедрять новые программы. Это всё очень дорого для компании. Однозначно, что внедрение маркировки скажется на стоимости шин, но озвучить точную сумму сейчас не представляется возможным, — рассказала «Известиям» руководитель направления по связям с общественностью российского офиса Nokian Tyres Карина Соколова.