История автомобильного завода имени И.А. Лихачева (ЗИЛ) начинается в августе 1960 году. История завода и марки ЗИЛ – завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К?». Завод имени Лихачёва — автомобилестроительное предприятие в СССР и России, существовавшее в 1916—2015 годах. Полное наименование — Публичное акционерное общество «Завод имени И. А. Лихачёва» (до 2015 года — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва»), официальное сокращённое наименование — АМО ЗИЛ. Численность работников в советские времена достигала 70 000 человек.
Названия завода ЗИЛ
Дата | Полное наименование | Краткое наименование |
---|---|---|
20.07.1916 | Ремонтно-производственные мастерские | |
01.08.1918 | Автомобильное московское общество | АМО |
30.04.1923 | Завод АМО имени Пьетро Ферреро | |
1925 | 1-й Государственный автомобильный завод | 1-й ГАЗ |
01.10.1931 | 1-й государственный автомобильный завод имени Иосифа Виссарионовича Сталина | ЗИС |
26.06.1956 | Московский дважды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени ордена Октябрьской Революции автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва | ЗИЛ |
13.07.1971 | Производственное объединение «Московский трижды ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | ПО ЗИЛ |
23.09.1992 | Акционерное московское общество открытого типа «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
15.07.1996 | Открытое акционерное московское общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
02.07.2015 | Публичное акционерное общество «Завод имени Ивана Алексеевича Лихачёва» | АМО ЗИЛ |
История завода Зил
2 августа (по старому стилю – 20 июля) 1916 года считается датой основания завода ЗИЛ. В тот день генералом-майором Г. Кривошеиным , в Тюфелевой роще, что под Москвой, перед большим количеством народа был заложен первый камень, ставший основой фундамента нового завода. Основными же лицами проекта являлись Сергей и Степан Рябушинские – известные предприниматели и А. Кузнецов, известный, как владелец «Переяславской мануфактуры». Рябушинские планировали начать на заводе производство полуторатонного грузовика «ФИАТ-15 Ter» (образец 1915 года) и параллельно производить штабные легковые автомобили, лицензия на которые принадлежала французскому предприятию Hotchkiss.
В Тюфелевой роще прошло торжество, посвящённое началу постройки автомобильного завода, на котором планировалось выпустить 150 грузовиков к марту 1917 года. Однако определенные трудности помешали планам на строительство завода, и Рябушинские закупают машино комплекты «Ф-15» в Италии. Первый директор АМО, Дмитрий Дмитриевич Бондарев, талантливый инженер, который ранее возглавлял Русско-Балтийский вагонный завод. Ядром коллектива московского завода стали инженеры-техники и бывшие рабочие автомобильной ветки рижской фирмы.
Однако, Октябрьская революция, с последующей гражданской войной и разрухой помешали строительству завода, который так и не был построен. К моменту революции завод был завершён на 95%. АМО национализировали 15 августа 1918 года, обвинив Рябушинских в срыве условий контракта, подписанного с Военным ведомством.
Индустриализация на пару с коллективизацией в несколько раз увеличивают потребность в автомобилях, однако национализация превратила завод в мастерскую по ремонту иностранных грузовиков. Период с 1919 по 923 завод ремонтировал в основном американские 3-тоные «Уайты», параллельно пытаясь наладить производство моторов.
В то время грузовик могли запустить в производство, однако предпочтение в результате отдали «ФИАТ-15 Ter», к которому имелись чертежи и конструкция которого была более лёгкой. К тому же, за эти годы предприятием было восстановлено 230 автомобилей, средний ремонт был произведён для 18, а текущий для 67. Мотоциклов было отремонтировано 137.
Начало производства автомобилей.
В 1917 году на заводе собрали 432 грузовика, в следующем году – 779, и 108 автомобилей в 1919. Но, при этом, для изготовления собственных автомобилей завод не был достроен. Виной тому – октябрьская революция и война. Национализация превратила недостроенное предприятие в несколько крупных мастерских, специализировавшихся по ремонту автомобилей и другой техники. С начала 1920 г. АМО принимало участие в советской танковой программе. В период с февраля по июль здесь изготовили 24 танковых двигателя танка «Русский Рено».
30 апреля 1923 г. Завод получил имя коммуниста Ферреро, итальянца, убитого фашистами. Но лишь в марте 1924 года завод получил правительственный заказ изготовить первую партию советских грузовиков.
В 1925 году заводу было дано имя 1-го Государственного автомобильного завода. В 1927 г. директором завода стал И.А. Лихачёв. Завод подчинялся автотресту, который решил заняться его реконструкцией.
Производство набирало обороты. 1930 год был ознаменован покупкой лицензии на американский грузовик Autocar-5S с грузоподъёмностью в 2,5 тонны. В планах было выпускать грузовики посредством конвейерного способа.
Запуск реконструированного завода произошёл в 1931 году, а 1 октября того же года, ему было присвоено имя Сталина (Завод имени Сталина, ЗИС). 25 октября 1931 – дата запуска первого советского сборочного автомобильного конвейера, который выпустил первую партию из 27 грузовиков АМО-3.
Во время первых пятилеток, подчиняясь Генеральному плану реконструкции Москвы, было запущено жилищное строительство. Рабочие заводов «Динамо» и «Амо» были размещены в строившемся посёлке Дубровка.
21 августа 1933 года Совнаркомом СССР было принято произвести вторую реконструкцию завода, что было направлено расширить модельный ряд автомобилей.
Пройдя реконструкцию 33-37 годов, ЗиС произвёл новую модификацию – ЗИС -5, которому дали прозвище «Захар». С 1934 года начали выпускаться грузовики ЗИС-6, автобусы ЗИС-8. Легковые автомобили ЗИС-101 начали сходить с конвейера в 1936 году. Спецавтомобили на базе ЗИС и АМО производились многими предприятиями. Кареты «скорой помощи» начали производить в конце двадцатых годов. Для них использовались грузовые шасси АМО-Ф-15. Опытные модели термо-фургонов были построены в 1932-33 годах на базе шисси АМО-4. Завод «Аремкуз» в том же году выпускал хлебные фургоны на шасси АМО-3, ЗИС-5.Ленинградский молочный комбинат стал выпускать изометрические молочные цистерны в 1934 году.
Военный период.
Завод был эвакуирован из Москвы на восток 15 октября 1941 года. Оборудование завода было перевезено в города Ульяновск, Щадринск, Челябинск, Миасс. Основой новых заводов стало эвакуированное оборудование и люди. Так появились Ульяновский, Уральский автомобильные заводы, Челябинский кузнечно-прессовый, а также Шадринский агрегатный завод. В конце 41-го года оригинальный завод подготовили к уничтожению и остановили. Но после того, как Красная Армия провела успешное наступление зимой 41-42 годов, ЗИС начал понемногу работать, а в июне 1942 года эта работа принесла плоды в виде военных грузовиков ЗИС-5В (собран из деталей раннего выпуска), полугусеничных тягачей ЗИС-22 и ЗИС-42 и всяческого вооружения для фронта. Первый «Захар» был выпущен в Ульяновске 30 апреля 1942 года. В основе послевоенного грузовика ЗИС-150 лежит один из вариантов ЗИС-15 , ЗИС-15К.
Приблизительно сто тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М и санитарных автобусов ЗИС-16С было произведено в годы войны. В то же время, в июне 1942 года ЗИС наградили первым орденом Ленина за безупречную организацию производства вооружения и боеприпасов.
Осенью 1942 года завод имени Сталина получил указание от руководства страны: своими силами начать разработку и конструирование нового легкового автомобиля. На предприятие специально пригласили Андрея Николаевича Островцева, заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. Ему и была поручена работа по созданию машины ЗИС-110 и всех, необходимых в будущем, её модификаций. 20 сентября 1944 года ГКО (Государственная Комиссия обороны) был утвержден опытный образец ЗИС-110. В сентябре того же года машина ЗИС-110 была поставлена на серийное производство.
В годы войны завод ЗИС выпускал вооружение для фронта. Это и автоматы, мины, снаряды, минометы и прочее.
Поскольку вражеские войска все быстрее приближались к столице, нормальное функционирование предприятия ЗИС находилось под угрозой. В связи с этим 15 октября 1941 года производство остановили, и цеха срочно перекинули на восток. Тем не менее, этот трудоемкий процесс позволил наладить выпуск грузовых автомобилей и их узлов уже к апрелю 1942 года.
Весной 1942 года в городе Ульяновск снова начали выпускать машины, но уже в модернизированном и упрощенном виде, под маркой ЗИС – 5В. Производство в Москве было налажено к лету 1942 года, а выпуск ЗИСов на Уральском автозаводе Миасс начался летом 1944 года.
После победы на Германией были вскрыты гитлеровские архивы, в которых находились подробные отчёты, описывающие испытания советских автомобилей. Машины Зис оценивались в них особенно высоко. Обладающие исключительной прочностью и неприхотливостью, а также имеющие отменную проходимость. По масштабам производства ЗИС-5 уступал лишь горьковской «полуторке», а благодаря высоким техническим характеристикам имел широкое распространение в армии.
Заводу был присвоен Орден Трудового Красного Знамени в октябре 1944 года.
Ещё два десятилетия после победы в войне ЗИС-5 не сходил с конвейеров. Миасским автозаводом производились последовательные совершенствования грузовика. Так возникли модели «УралЗИС-5М», «УралЗИС-355». Вершиной производства стала популярная модель «УралЗИС-355М», выпущенная в 1965 году.
Разгром фашистских войск обеспечил условия для реэвакуации в Москву ряда заводов. 6 января 1941 года ГКО приняло решение о возобновлении производства автомобилей, при этом не нарушая темпы выпуска оборонной продукции.
В третий раз завод ЗИС реконструировали в 1946 году. Целью реконструкции был выпуск первой послевоенной продукции, а именно грузовых автомобилей ЗИС-150 (начало выпуска в 1947 году), а также грузовых автомобилей с повышенной проходимостью ЗИС-151, которые начали выпускаться с 1948 года.
Ноябрь 1949 года принёс заводу награду вторым орденом Ленина за заслуги в области советского автостроения, а также в связи с 25-нем юбилеем производства советского автомобиля.
30 апреля 1950 года в производство завода были включены холодильники, январь 1951 года ознаменовался выпуском первого велосипеда, производство которых продолжалось вплоть до 1959 года.
В начале 1953 года на заводе создали специальное управление, занимавшееся пректированием первого китайского автозавода. Специалистами ЗИС была оказана помощь китайцам в Чанчуне, где был запущен в производство первый китайский грузовик под названием «Цзефан», являвший собой копию ЗИС-150.
В 1954 году по настоянию маршала Жукова на заводе создали конструкторское бюро, которое занималось созданием особой техники для мобильных ракетных систем.
После смерти Ивана Алексеевича Лихачёва в 1956 году заводу присваивают его имя.Конец этого года ознаменован сборкой по два образца послевоенных грузовых автомобилей второго поколения (ЗИЛ-130, ЗИЛ-131).
В 1957 году начинается производство автомобиля ЗИЛ-164, 164А, который пришёл на смену ЗИС-150. Двигатель этого автомобиля был модернизирован , а задний мост обзавёлся штампованной балкой.
На смену автобусу ЗИС-155 пришла новая модель – ЗИЛ-158.
В период с 1975 по 1989 годы завод выпускал ежегодно по 195-210 тыс. грузовиков. В 90-х объем производства стал стремительно сокращаться, в 1996 году составив лишь 7,2 тыс. грузовиков, однако позже снова вырос до 21-22 тысяч. В период 1924-2006 на заводе было произведено 7 миллионов 853 тысячи 985 грузовиков, 39 тысяч 501 автобус, а также 12 тысяч 145 легковых автомобилей (с 1936 по 2006 годы). К тому же, с 1951 по 2000 год произведено 5 с половиной миллионов бытовых холодильников, 3,24 миллиона велосипедов всего за 8 лет производства. При этом на экспорт было поставлено более чем 630 тысяч автомобилей, вывозившихся в 51 страну мира.
В 1978 году устаревшая представительская модель ЗИЛ-114 была заменена на ЗИЛ-4104.
С 1979 года вместо ЗИЛ-133Г2 стали выпускаться грузовики ЗИЛ-133ГЯ, которые комплектовались дизельным двигателем КамАЗ-740 мощностью в 210 л.с., а также 10-ступенчатой коробкой передач и имели усиленные рессоры.
Огромную роль завод сыграл в производстве КамАЗа. Именно ЗИЛ спроектировал литейный и автосборочный корпусы. Образцы созданных грузовиков стали основой моделей автомобилей из Набережных Челнов.
Самая крупная реконструкция в истории завода началась в 1982 году и совпала с кардинальными экономическими изменениями в стране.
1984 год ознаменован выпуском первых автомобилей ЗИЛ-130 с модернизацией переднего привода под индексом ЗИЛ-431410. Однако в 90-е годы производство этой модели (а также ЗИЛ-131Н) перевели на Уральский автомоторный завод, расположенный под Екатеринбургом в Новоуральске.
В начале 90-х годов засекреченное ранее производство спецвездеходов преобразовалось в ОАО «Вездеход ГВА». В название предприятия вошли инициалы создателя вездеходной техники В. А. Грачёва. Аварийно-спасательная амфибия «Синяя птица» стала наиболее интересным экспонатом. Она предлагалась как в грузовом (ЗИЛ-4906), так и в грузопассажирском (ЗИЛ-49061), имевшими привод 6 на 6, а также двигатели на бензине или дизеле мощностью 136-185 л. с., бортовую десятиступенчатую трансмиссию, дисковые тормоза, независимую торсионную подвеску, стеклопластиковый кузов, который был оборудован радионавигационными приборами со средствами спасения.
Настоящее время.
Когда в декабре 1991 года СССР распался, многолетние внутрисоюзные связи разорвались. Поэтому было проведено пересмотрение и расширение производственной программы, чему способствовала конкуренция с иностранными фирмами, которая стала новизной в истории ЗИЛа.
ПО ЗИЛ было приватизировано 23 сентября 1992 года, преобразовавшись в «АМО ЗИЛ», сохранив торговую марку «ЗИЛ». Совет директоров стал новым в истории завода управленческим органом, был принят собранием акционеров. В 1992 году, в связи с обновлением рынка, был разработан 3-х тонный малотоннажный ЗИЛ-5301. Мэр Москвы Лужков дал ему знаменитое прозвище «Бычок».
В 1992 году было изготовлено небольшое количество седельных тягачей ЗИЛ-4421 специально для кольцевых гонок на грузовиках (мощность машин до 900 кг.)
Последний грузовик ЗИЛ-130 сошёл с конвейера 30 декабря 1994 года. В том же году начинается мелкосерийное производство семейства ЗИЛ-5301, шасси которого послужило базой автобусам и цельнометаллическому фургону, вместимостью 15+1 и 21+1.
Магистральный седельный тягач ЗИЛ-6404 был представлен в 1996 году. Его 410-сильный мотор позволял брать на буксир автопоезда снаряжённой массой до 40 тонн на скорости до 105 км/ч.
Автомобиль ЗИЛ-432720 с колёсной базой 3340 мм был поставлен на производство в 1998 году. Шасси модели 432722 имеет предназначение для монтажа специальных надстроек коммунально-дорожных служб.
Реформы России 90-х годов кардинально отразились на положении завода. Не принесли ожидаемых успехов попытки тесного сотрудничества в области тяжёлого машиностроения с фирмами Кенворт, Вольво, Картерпиллар, Рено.
Новые 10-тонные тяжеловесы ЗИЛ-6309 и самосвалы ЗИЛ-6409 стали выпускаться в 1999 году. Последний комплектовался 195-сильным дизельным двигателем. Конец двадцатого века ЗИЛ встретил, выпуская более чем 120 вариантов автомобилей, предлагая для них разнообразные кузова и надстройки, выпускаемые в более чем 100 предприятий стран СНГ. Комплектующие же для этих автомобилей изготавливались в 800 различных мастерских и заводов.
В наши дни на базе шасси ЗИЛ заводом совместно с другими аналогичными предприятиями выпускается огромный ассортимент всевозможной техники: дорожно-строительной, коммунальной, вакуумной, каналопромывочной, силососной, аварийно ремонтной, а также мусоровозов, автоподъёмников и автоцистерн.
В 2003 году на заводе началось производство новых моделей автомобилей ЗИЛ-433180 и ЗИЛ-432930, двигатели которых характеризуются повышенными мощностями и работают на дизеле, имея при этом сертификаты соответствия нормам Евро-2.
Модельный ряд ЗИЛ
Легковые автомобили
- ЗИС-101 (1936—1940)
- ЗИС-101С (1937—1941)
- ЗИС-101А (1940—1941)
- ЗИС-102 (1939—1940)
- ЗИС-102А (1940—1941)
- ЗИС-Спорт (1939)
- ЗИС-110 (1945—1958)
- ЗИС-110А (1949—1957)
- ЗИС-110Б (1945—1958)
- ЗИС-115 (1949—1954) — бронированный
- ЗИС-110П (1955) — полноприводный
- ЗИЛ-111 (1958—1962)
- ЗИЛ-111А (1958—1962) — с кондиционером
- ЗИЛ-111В (1960—1962)
- ЗИЛ-111Г (1962—1967)
- ЗИЛ-111Д (1964—1967)
- ЗИЛ-114 (1967—1976)
- ЗИЛ-114АЕ (1967—1976)
- ЗИЛ-114Е (1967—1976)
- ЗИЛ-114К (1967—1976)
- ЗИЛ-117 (1971—1983)
- ЗИЛ-117Е (1971—1983)
- ЗИЛ-117В (1973—1979)
- ЗИЛ-4104 (ЗИЛ-115) (1976—1983)
- ЗИЛ-41042 (1976—1983)
- ЗИЛ-41043 (1980—1983)
- ЗИЛ-41044 (1981)
- ЗИЛ-41045 (1983—1986)
- ЗИЛ-41046 (1983)
- ЗИЛ-4105 (1983)
- ЗИЛ-41048 (1984)
- ЗИЛ-41049 (1984)
- ЗИЛ-41051 (1984)
- ЗИЛ-41047 (1985—2002, 2010)
- ЗИЛ-41041 (1986—2000)
- ЗИЛ-41052 (1987—1999)
- ЗИЛ-4107 (1988—1999)
- ЗИЛ-41072 (1989—1999)
- ЗИЛ-4112Р (2006—2012) — опытный экземпляр
Спортивные автомобили
- ЗИС-Спорт (1939)
- ЗИС-112 (1951)
- ЗИЛ-112С (1962)
Грузовые автомобили (базовые модели)[править | править код]
- FIAT 15 Ter (1917—1919)
- АМО-Ф-15 (1924—1931)
- АМО-2 (1930—1931)
- АМО-3 (1931—1933)
- ЗИС-5 (1933—1941)
- ЗИС-5В (1942—1946)
- ЗИС-6 (1934—1941)
- ЗИС-22 (1941)
- ЗИС-22М (1941)
- ЗИС-32 (1941)
- ЗИС-42 (1942—1944)
- ЗИС-42М (1942—1944)
- ЗИС-50 (1946—1948)
- ЗИС-150 (1947—1957)
- ЗИС-151 (1948—1958)
- ЗИЛ-164 (1957—1964)
- ЗИЛ-157 (1958—1991)
- ЗИЛ-130 (1963—1976)
- ЗИЛ-130-76 (1976—1980)
- ЗИЛ-130-80 (1980—1986)
- ЗИЛ-131 (1966—1986)
- ЗИЛ-131Н (1986—1990)
- ЗИЛ-138 (1975—1993)
- ЗИЛ-138А (1983—1994)
- ЗИЛ-133Г1 (1975—1979)
- ЗИЛ-133Г2 (1977—1984)
- ЗИЛ-133ГЯ (1979—1992)
- ЗИЛ-133Г4 (1992—2002)
- ЗИЛ-4314 (1986—1995)
- ЗИЛ-4331 (1987—2016)
- ЗИЛ-433360 (1992—2014)
- ЗИЛ-4334 (1995—2014)
- ЗИЛ-4327 (1998—2016)
- ЗИЛ-432930 (2003—2011)
- ЗИЛ-433180 (2003—2011)
- ЗИЛ-436200 (2009—2011)
- ЗИЛ-5301 «Бычок» (1995—2014)
- ЗИЛ-534330 (1999—2003)
- ЗИЛ-6309 (1999—2002)
Автобусы
- АМО-Ф-15 (1926—1931) — малый городской, почтовый, туристический (открытый) на шасси АМО-Ф-15
- АМО-4 (1932—1933) — городской на шасси АМО-3
- ЗИС-8 (1934—1936) — городской на шасси ЗИС-12
- ЗИС-16 (1938—1941) — городской на шасси ЗИС-15
- ЗИС-16С (1940—1941) — санитарный на шасси с кабиной ЗИС-12
- ЗИС-154 (1947—1949) — большой городской, с дизель-электрической силовой установкой заднего расположения
- ЗИС-155 (1949—1957) — большой городской с использованием элементов шасси ЗИС-150
- ЗИС-127 (1955—1961) — большой междугородный дизельный
- ЗИЛ-129 (1955—1961) — большой городской, опытный (заднемоторный)
- ЗИЛ-158 (1957—1959) — большой городской с использованием элементов шасси ЗИЛ-164
- ЗИЛ-118 «Юность» (1961—1970) — малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-111
- ЗИЛ-118К «Юность» (1971—1991) — малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-114/ЗИЛ-115
- ЗИЛ-3207 «Юность» (1991—1999) — малый представительский с использованием элементов шасси ЗИЛ-41047
- ЗИЛ-3250 (1997—2010) — малый городской, представительский, специальный на шасси ЗИЛ-5301
Опытные
- ЗИС-153 (1948—1953) — полугусеничный транспортёр
- ЗИЛ-Э167 (1963) — снегоход
- ЗИЛ-4102 (1988)
- ЗИС-Э134 (1954)
- ЗИЛ-170 (1969) — будущий КамАЗ-5320
Спецтехника
- БТР-152 (ЗИС-152) (1950—1955) — бронетранспортёр, колёсная формула 6 × 6
- БТР-152В (ЗИС-152В) (1955—1957) — бронетранспортёр, колёсная формула 6 × 6
- БТР-152В1 (1957—1962) — бронетранспортёр, колёсная формула 6 × 6
- БАВ-485 (ЗИС-485) (1952—1958) — амфибия, колёсная формула 6 × 6
- БАВ-485А (ЗИЛ-485А) (1959—1962) — амфибия, колёсная формула 6 × 6
- ЗИЛ-135Л (1961—1962) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8 × 8
- ЗИЛ-135К, ЗИЛ-135М (1961—1962) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8 × 8
- ЗИЛ-135ЛМ (1963—1964) — специальный автомобиль высокой проходимости, колёсная формула 8 × 8
- ЗИЛ-135П (1965) — мореходная амфибия
- ЗИЛ-135Э (1965) — специальное шасси с электрической трансмиссией с моторколёсами
- ПЭУ-1 (1966—1979) — поисково-эвакуационная установка
- ЗИЛ-4904 (1972) — шнекороторный снегоболотоход
- Проект 490 — поисково-спасательный комплекс «Синяя птица», состоящий из трёх вездеходов:
- ЗИЛ-4906 (1975—1991) — грузовой вездеход
- ЗИЛ-49061 (1975—1991) — грузопассажирский вездеход
- ЗИЛ-29061 (1979—1983) — шнекороторный снегоболотоход
- ЗИЛ-4972 (1993—1998) — автомобиль высокой проходимости на трёхосном шасси «Синей Птицы» с обычной кабиной[39] и кузовом-фургоном КЦ-4972
- МДК-433362 (2006) — комбинированная дорожная машина
- АЦ 0,8-40/2 (2000—2005) — пожарная автоцистерна на шасси ЗИЛ-530104
- ЗИЛ-5301АР (2006—2009) — автомобиль-эвакуатор, колёсная формула 4 × 2
- ЗИЛ-5302АР (2004—2008) — автомобиль-эвакуатор с краном-манипулятором, колёсная формула 6 × 2
- ЗИЛ-4329КМ (2009—2012) — машина дорожного мастера
Вездеходы
- ЗИЛ-132С
- ПКЦ-1 «Аэролл»
- ШН-68 «Шнек»
- ЗИЛ-4904
- ЗИЛ-3906 «Аэролл»