История автомобильной марки ВАЗ – Лада (Lada) – «Волжский автомобильный завод» (VAZ), российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область). История автомобильной марки ВАЗ – Лада (Lada) – v Ранее использовалась только для автомобилей, поставлявшихся на экспорт, а для внутреннего рынка автомобили производились под маркой «Жигули». Следующее же семейство стало называться «Лада Спутник» и поставлялось на экспорт как «Lada Samara», а в 1991 году стало называться так же и внутри страны.
История завода ВАЗ (Лада)
Строительство завода началось в 1967. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят «ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить «ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом «универсал»). Кроме того в 1977 появилась новая полноприводная модель «Нива» — ВАЗ-2121.
Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели («шестерка» выпускается до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой» началось в 1997).
ВАЗ-2102 – пятидверный классический универсал первого семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986 годах. В свое время он заслуженно получил славу “лучшего друга” советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в лице ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию “Жигулей” – ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для абсолютного большинства населения – гораздо более престижная и дорогая. На деле это была лишь модификация “Люкс”, полностью соответствующая FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106, которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
Вездеход “Нива” (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х – начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 автомобилю “ВАЗ-2121” присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани.
Как некогда “шестерка”- считалась престижнее, чем ВАЗ-2103, так и ВАЗ-2107(“семерка”), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с “пятеркой” была эксклюзивом в себе.
С конца 1984 года пятиместный универсал ВАЗ-2104 классической компоновки, относящийся ко второму поколению “классики”, сменил на конвейере универсал “первого” поколения-ВАЗ-2102, но еще год их выпускали вместе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная “Самара” с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей.
В 1987 коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза “Золотой Меркурий” за большой вклад в развитие производства и международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в третий раз.
В отличие от своей соплеменницы “восьмерки” ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более “солидная” машина для семейного человека – сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma это, в сущности, “девятка” с четырехдверным кузовом седан.
1989 Внешнеторговому объединению “АвтоЛАДА” присужден международный приз совета торговых руководителей “Трейд Лидерз Клаб” за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 “Ока” более десятилетия остается самым дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее даже прочили на роль -народного автомобиля и определяли местом ее производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь покончить с многолетним автомобильный дефицитом. Но мечты и проекты так и ocтались неисполнимыми, а столь досаждавшая АвтоBA3y сборка “Оки” была в середине 1990-х окончательно передана на заводы СеАЗ (который вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство “десятых” автомобилей – ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка пятидверных ВАЗ-2111 – первых вазовских переднеприводных универсалов.
В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль.
На инвестиционной выставке “Технологии из России”, проходившей в Риме в 1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей “2120”, “2129”, длиннобазной “Нивы” – “2329”, “2131” и спортивной модели “21107”.
В этом же году общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук.
В 1998 с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями.
В этом же году вышел автомобиль ВАЗ-2120 “Надежда” – полноприводный семиместный “мини-вэн”, отличительной особенностью которого является оригинальный кузов со cдвижной задней правой дверью.
В настоящее время мз-за сравнительно невысокого качества «Жигулей» российские рынки захватывают корейские и японские автофирмы. Вследствие этого АвтоВАЗ предпринимает определенные шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре. В ближайшей перспективе АвтоВАЗа совместное производство вместе с компанией «Адам Опель АГ» новейшей модели «Опель Астра». В настоящее время ВАЗ выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.
В перспективных планах на 2003–2004 гг. предполагается производство нового семейства моделей «Калина» в европейском размерном классе «В». Пока существуют три модели: ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119 (хэтчбек). Предполагается появление и ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая платформа семейства «Калина» унифицирована с «десятым» семейством, а сама машина будет лишь немного короче. Базовым мотором станет модернизированный 1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров мотора ВАЗ-21083).
Производящиеся модели ВАЗ – ЛАДА
Названия приведены в соответствии с современной заводской классификацией. Внутризаводские обозначения вида ВАЗ-XXXX приводятся в скобках. Если тип кузова или количество дверей (для хэтчбэка) не входят в заводское название модели, они указываются отдельно.
1977 — LADA Niva Legend
- LADA Niva Legend 3D
- LADA Niva Legend 5D
2011 — LADA Granta
- LADA Granta седан
- LADA Granta Drive Active
- LADA Granta лифтбек
- LADA Granta хетчбэк
- LADA Granta универсал SW
- LADA Granta SW Cross
2012 — LADA Largus
- LADA Largus универсал
- LADA Largus универсал CNG
- LADA Largus Cross
- LADA Largus Cross CNG
- LADA Largus фургон
- LADA Largus грузовой фургон CNG
2015 — LADA Vesta
- LADA Vesta седан
- LADA Vesta Cross
- LADA Vesta CNG
- LADA Vesta Sport
- LADA Vesta SW
- LADA Vesta SW Cross
2016 — LADA XRAY
- LADA XRAY
- LADA XRAY Cross
2021 — LADA Niva Travel
- LADA Niva Travel
Снятые с производства модели
1970 — Семейство «Классика» («Жигули»)]
1984 — Семейство Samara (Спутник)
1987 — «Ока»
- ВАЗ-1111 “Ока”
1996 — Семейство 110
1997 — Семейство Samara 2
- ВАЗ-2113
- ВАЗ-2114
- ВАЗ-2115
2004 — Семейство Kalina
- LADA Kalina седан
- LADA Kalina хетчбэк
- LADA Kalina Sport
- LADA Kalina универсал
2007 — Семейство Priora
- LADA Priora седан
- LADA Priora хетчбэк
- LADA Priora Coupe
- LADA Priora универсал
2011 — Семейство Granta
- LADA Granta седан
- LADA Granta Sport
- LADA Granta лифтбек
2013 — Семейство Kalina 2
- LADA Kalina хетчбэк
- LADA Kalina Sport
- LADA Kalina универсал
- LADA Kalina Cross
Ребрендинг 2015 года
С 1 апреля 2015 года изменился фирменный логотип Волжского автозавода «Ладья», он стал более объёмным.
Слияние Lada и Dacia
14 января 2021 года Renault Group на презентации новой стратегии Renaulution, направленной на получение прибыли вместо генерации объёмов продаж, объявила о слиянии брендов Lada и Dacia. Объединение будет не полным — модели двух брендов переведут на единую платформу CMF-B, однако названия брендов сохранятся. Модели тоже будут разными, ровно как и позиционирование марок на рынке.
Продажи в ЕС
В 2016 году в странах Европейского Союза объём экспортных поставок «АвтоВАЗа» составил около 16,5 тыс. автомобилей, а в 2017 году экспорт вырос на 31 % и составил около 24 тыс. экземпляров.
С начала 2017 года седан LADA Vesta продается в Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии и Литве.
За 2017 год было продано 5167 моделей LADA в странах ЕС, что на 28,6 % больше показателя за 2016 год. 2,6 тыс. автомобилей было реализовано в Германии (Lada 4×4 — 1470 автомобилей; Granta — 693; Vesta — 472).
В апреле 2019 «АвтоВАЗ» принял решение прекратить поставки автомобилей LADA в Европу «в связи с ужесточением экологических норм в европейских странах».
Интересные факты
- Под торговым названием «Жигули» продавались автомобили семейства ВАЗ-2101 на внутреннем и международном рынке. Но так как слово «Жигули» потребители ассоциировали со словом жиголо (особенно в испаноязычных странах), на внешнем рынке довольно быстро торговая марка «Жигули» была заменена на Lada.
- В 2004 году руководство «АвтоВАЗа» объявило о переходе на латиницу при официальном написании названий всех выпускаемых заводом автомобилей: Lada — вместо «ВАЗ» и «Лада». Руководивший в то время предприятием Владимир Каданников иронично заметил, что самые меткие названия его продукции даёт народ — «копейку» и «зубило» не искоренит никакая латиница.
- Российские потребители зачастую предпочитают использовать жаргонные названия, связанные с номерами моделей, либо иронически обыгрывающие название завода: «десятка», «одиннадцатая», «ТАЗ» и др.
- В 1990 году некоторые модели Лады из Советского Союза импортировала в Бразилии, они стали популярны для использования в качестве такси; модели Lada можно до сих пор встретить в крупных бразильских городах.
- В 1991 году чилийский футбольный клуб «Коло-Коло» в первый (и на данный момент — единственный) раз выиграл Кубок Либертадорес. Титульным спонсором была Lada — именно эта надпись (красного цвета) была помещена на футболках чилийских игроков.